МЕНЮ

 Республиканский координационный центр образования лиц 
с особенностями психофизического развития
.
МЕНЮ

О принципе инклюзии в образовании

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОПФР)

Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 – 2025 годы;

Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, 2021-2025 годы;

Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (приказ Министра образования от 29.11.2017 № 742);

Концепция подготовки лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализации и интеграции в общество на 2025-2027 годы;

Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Согласно данной Концепции, цель развития специального образования – обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей.

Основная задача – создать безопасную, адаптивную, в том числе доступную, образовательную среду для обучающихся с ОПФР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Направления развития:

  • специальные условия для получения образования;

  • научно-методическое обеспечение образования лиц с ОПФР;

  • инклюзивная культура всех участников образовательного процесса.

Способы достижения цели и решения основной задачи:

  • совершенствование системы ранней комплексной помощи и комплексного сопровождения лиц с ОПФР;

  • развитие сети учреждений образования, обеспечивающих организацию образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;

  • оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы специального образования;

  • разработка, апробация и внедрение моделей и методик организации образовательного процесса при реализации принципа инклюзии в образовании;

  • разработка и внедрение научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности лиц с ОПФР;

  • формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии в образовании;

  • внедрение лучших образовательных практик в области инклюзии.

В стране сформирована система образования для детей с особенностями психофизического развития.

КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР:

  • дети с нарушениями речи;

  • дети с интеллектуальной недостаточностью;

  • дети с трудностями в обучении;

  • дети с нарушениями зрения;

  • дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

  • дети с нарушением слуха;

  • дети с расстройствами аутистического спектра;

  • дети с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОПФР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

  • признано право на образование за всеми без исключения детьми;

  • обучающиеся с ОПФР рассматриваются как равноправные участники образовательного процесса;

  • создана система ранней комплексной помощи; коррекционно-педагогической помощи детям с легкими нарушениями в развитии;

  • создана система образования для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;

  • основная форма получения специального образования – интегрированное обучение и воспитание;

  • осуществляется деинституционализация специального образования.

ПРИНЦИП ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В соответствии с главой I, статьи 2 Кодекса Республики Беларусь об образовании одним из принципов, на которых основывается государственная политика в сфере образования, является принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами).

Одними из ведущих направлений государственной политики в сфере образования являются:

  • обеспечение доступности образования, объектов материально-технической базы учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования, специального образования;

  • создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

  • реализация принципа инклюзии в образовании.

Принцип инклюзии подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

Разнообразие и вариативность образовательных потребностей, необходимость создания адаптивной образовательной среды, ежегодное увеличение доли обучающихся с ОПФР в общем количестве обучающихся определяют их в качестве основной целевой группы для реализации принципа инклюзии в образовании.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляются с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР.

Формы интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования:

  • специальные группы;

  • санаторные специальные группы;

  • группы интегрированного обучения и воспитания;

  • санаторные группы интегрированного обучения и воспитания;

  • специальные классы;

  • классы интегрированного обучения и воспитания.

Наша страна имеет уникальный более чем 30-летний опыт функционирования интегрированного обучения и воспитания, в условиях которого обучаются более 70 процентов детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования. Количество структур интегрированного обучения и воспитания ежегодно возрастает.

Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещают дети с легкими нарушениями развития.

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – учреждения образования, которые реализуют одну или несколько образовательных программ специального образования.

Всего в стране:

  • 48 специальных детских садов;

  • 47 специальных школ, специальных школ-интернатов;

  • 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

Координаторами деятельности в сфере специального образования в регионах являются ЦКРОиР.

ЦКРОиР во взаимодействии с центрами раннего вмешательства системы здравоохранения и учреждениями социального обслуживания обеспечивают создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОПФР, начиная с их рождения. В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется выявление детей с ОПФР, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о социальных льготах и гарантиях, психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка. Ежегодно раннюю комплексную помощь только в системе образования получают около 2 тыс. детей с ОПФР в возрасте до 3 лет.

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • развитием дистанционных образовательных технологий и дистанционного обучения;

  • возможностью обучения по индивидуальному учебному плану в учреждениях высшего образования;

  • возможностью получения сертификата об обучении лицами, не завершившими освоение содержания образовательной программы, но освоившими содержание модуля в полном объеме;

  • формированием команды специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение процесса обучения лиц с инвалидностью, в том числе создание в учреждениях профессионального образования центров, отделов, занимающихся вопросами образования лиц с инвалидностью и ОПФР.

Контакты

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Ректор: (017) 378 78 28

Старовойтова Ирина Анатольевна –
ректор государственного учреждения образования
«Академия образования»

Служба поддержки

Связаться с нами
Карта сайта
Политика обработки cookie

График работы

Понедельник - пятница
8.30 - 17.00
Перерыв
13.00 - 13.30

Мы в социальных сетях