СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОПФР)
Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 – 2025 годы;
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, 2021-2025 годы;
Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (приказ Министра образования от 29.11.2017 № 742);
Концепция подготовки лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализации и интеграции в общество на 2025-2027 годы;
Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Согласно данной Концепции, цель развития специального образования – обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей.
Основная задача – создать безопасную, адаптивную, в том числе доступную, образовательную среду для обучающихся с ОПФР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления развития:
-
специальные условия для получения образования;
-
научно-методическое обеспечение образования лиц с ОПФР;
-
инклюзивная культура всех участников образовательного процесса.
Способы достижения цели и решения основной задачи:
-
совершенствование системы ранней комплексной помощи и комплексного сопровождения лиц с ОПФР;
-
развитие сети учреждений образования, обеспечивающих организацию образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
-
оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы специального образования;
-
разработка, апробация и внедрение моделей и методик организации образовательного процесса при реализации принципа инклюзии в образовании;
-
разработка и внедрение научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности лиц с ОПФР;
-
формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии в образовании;
-
внедрение лучших образовательных практик в области инклюзии.
В стране сформирована система образования для детей с особенностями психофизического развития.
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР:
-
дети с нарушениями речи;
-
дети с интеллектуальной недостаточностью;
-
дети с трудностями в обучении;
-
дети с нарушениями зрения;
-
дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
-
дети с нарушением слуха;
-
дети с расстройствами аутистического спектра;
-
дети с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОПФР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
-
признано право на образование за всеми без исключения детьми;
-
обучающиеся с ОПФР рассматриваются как равноправные участники образовательного процесса;
-
создана система ранней комплексной помощи; коррекционно-педагогической помощи детям с легкими нарушениями в развитии;
-
создана система образования для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
-
основная форма получения специального образования – интегрированное обучение и воспитание;
-
осуществляется деинституционализация специального образования.
ПРИНЦИП ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В соответствии с главой I, статьи 2 Кодекса Республики Беларусь об образовании одним из принципов, на которых основывается государственная политика в сфере образования, является принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами).
Одними из ведущих направлений государственной политики в сфере образования являются:
-
обеспечение доступности образования, объектов материально-технической базы учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования, специального образования;
-
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
-
реализация принципа инклюзии в образовании.
Принцип инклюзии подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.
Разнообразие и вариативность образовательных потребностей, необходимость создания адаптивной образовательной среды, ежегодное увеличение доли обучающихся с ОПФР в общем количестве обучающихся определяют их в качестве основной целевой группы для реализации принципа инклюзии в образовании.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляются с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР.
Формы интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования:
-
специальные группы;
-
санаторные специальные группы;
-
группы интегрированного обучения и воспитания;
-
санаторные группы интегрированного обучения и воспитания;
-
специальные классы;
-
классы интегрированного обучения и воспитания.
Наша страна имеет уникальный более чем 30-летний опыт функционирования интегрированного обучения и воспитания, в условиях которого обучаются более 70 процентов детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования. Количество структур интегрированного обучения и воспитания ежегодно возрастает.
Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи, которые посещают дети с легкими нарушениями развития.
УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – учреждения образования, которые реализуют одну или несколько образовательных программ специального образования.
Всего в стране:
-
48 специальных детских садов;
-
47 специальных школ, специальных школ-интернатов;
-
141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
Координаторами деятельности в сфере специального образования в регионах являются ЦКРОиР.
ЦКРОиР во взаимодействии с центрами раннего вмешательства системы здравоохранения и учреждениями социального обслуживания обеспечивают создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОПФР, начиная с их рождения. В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется выявление детей с ОПФР, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о социальных льготах и гарантиях, психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка. Ежегодно раннюю комплексную помощь только в системе образования получают около 2 тыс. детей с ОПФР в возрасте до 3 лет.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
-
развитием дистанционных образовательных технологий и дистанционного обучения;
-
возможностью обучения по индивидуальному учебному плану в учреждениях высшего образования;
-
возможностью получения сертификата об обучении лицами, не завершившими освоение содержания образовательной программы, но освоившими содержание модуля в полном объеме;
-
формированием команды специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение процесса обучения лиц с инвалидностью, в том числе создание в учреждениях профессионального образования центров, отделов, занимающихся вопросами образования лиц с инвалидностью и ОПФР.